Большие пирамиды появились в Египте, можно сказать, внезапно. Разумеется, с исторической точки зрения. Первая большая пирамида была сооружена около 2650г до н.э. Имхотепом для фараона третьей династии – Джосера. До этого египтяне пирамид не создавали и ограничивались для погребения лишь мастабами. Мастаба (араб. — «скамья») представляла собой двухэтажное сооружение с наклонными стенами из кирпича-сырца, где нижний этаж был чуть шире верхнего, что и образовывало характерную ступеньку. В самом верху второго этажа делался широкий ход в вырытую под мастабой заранее, камеру, куда и устанавливался саркофаг.
Египтяне заметили, что всё помещённое в эту подземную камеру сохраняется и самомумифицируется со временем. Если добавить к этому сухой климат Египта, нетрудно догадаться, что именно в Египте сложились все условия для «изобретения» пирамид. Нужно было просто на одну мастабу поставить другую и так далее. Именно это и пришло в голову Имхотепу.
Имхотеп строил свою пирамиду не сразу. Поскольку опыта сооружения пирамид такого размера в Египте не было, первоначальный размер пирамиды Джосера, которую он построил, был намного меньше конечного, это видно из разреза пирамиды, рис.1
Также из разреза видно, что Имхотеб первоначально хотел лишь «умножить мастабу на два» — то есть сделать четырёхступенчатую пирамиду. Но в процессе строительства количество ступеней увеличилось до шести.
Возможно, Имхотеб проверял свои предположения по свойствам пирамиды, или не был уверен в несущих возможностях строительного материала, но мы прекрасно видим, что пирамида Джосера строилась и перестраивалась без какого-то генерального плана, по мере выяснения свойств, достраивалась и увеличивалась. Как и мастаба, она так и осталась прямоугольной в плане, основание пирамиды достигло размеров 125 метров на 115 метров, а высота – 62 метров.
Но это уже была первая большая пирамида, и этот строительный успех вдохновил египтян. Однако, они не сразу продолжили строительство пирамид. Строительство такого сооружение — мероприятие длительное и дорогое. Для этого нужна стабильность и достаток. И такие условия возникли при правлении последнего фараона третьей династии — Хуни.
Хуни должен был войти в историю, как первый фараон, построивший правильную пирамиду. Для этого у него было почти всё: время – он правил 24 года – спокойствие и достаток в царстве. Не было одного — опыта.
До Хуни все внутренние помещения строили полностью в скале под мастабой. Тоже самое было и в пирамиде Джосера — все помещения вырубались в глубине под пирамидой. Внутренняя камера была почти полностью монолитной. Из искусственных несущих элементов у неё был только купол над шахтой пирамиды.
Таким образом, когда строители пирамиды в Мейдуме, которая должна была стать первой правильной в Египте, начинали ее создавать, у них не было технологии и опыта создания несущих помещений пирамиды из того же материала, что и сама пирамида — а именно — из железистого известняка. Такой известняк — не самый крепкий строительный материал, поэтому внутренние помещения пирамиды начали деформироваться и от окончания пирамиды пришлось отказаться. Но пирамида в Мейдуме — не единственная, которую начал Хуни. Он также начал и будущую Ломаную пирамиду.
Историки приписывают Ломаную пирамиду Снофру, также как и Мейдумскую, но обе эти пирамиды начинал именно Хуни. И делал идентичные ошибки. Снофру лишь пытался исправить или дополнить эти пирамиды. Как и в первой своей пирамиде, Мейдумской, Хуни в Ломаной снова выполнил камеры теми же самыми методами. Эти камеры просто невозможно отличить, в том числе и по деформации, они практически идентичны. Высота слоёв разгрузочных блоков в каждой из камер различна, несимметричность слоёв слева и справа, из-за чего встречается перекос как самих слоёв, так и блоков вертикальных стенок по краям камеры. Все эти моменты характерны для обеих пирамид. С точки зрения технологии строительства — они как сёстры-близнецы. Что доказывает, что строились в одно время и одними и теми же строителями, при тех же технологиях. При тех же небрежностях и ошибках. Это помогает понять всю динамику строительства пирамид на стыке 3й и 4й династий. К тому же мы знаем, что Ломаная пирамида была когда-то без излома, и именно деформация внутренних камер заставила Снофру переделать эту пирамиду.
Чтобы понять, насколько технологии, применяемые при Снофру, продвинулись от технологий времён Хуни, а это всего около 40 лет (окончание пирамиды в Мейдуме датируется как 2680 год до н.э., Розовая пирамида начала строиться около 2640 год до н.э.), достаточно сравнить внутренние камеры Розовой пирамиды и спутницы Ломаной, кстати, между ними расстояние всего 2222 метра.
Так вот, технологии внутренних камер этих обеих пирамид отличаются от технологий камер Ломаной и Мейдумской самым принципиальным образом.
Во-первых, ровные грани и равные высоты разгрузочных слоёв. Во-вторых, абсолютно другое, более высокое качество и более совершенная технология отделки блоков. Эти две пирамиды — Розовая и спутница Ломаной — строились на совершенно другом технологическом уровне, чем Мейдумская и сама Ломаная.
Поэтому, самый логичный вывод из этих фактов — отец Снофру, Хуни, начал строить обе пирамиды, и в Мейдуме и в Дахшуре, но ввиду проблем со строительством, Мейдумскую пришлось забросить, она нерабочая была с самого начала. А Ломаную перестроили и она за какими-то целями использовалась. Об этом косвенно свидетельствуют её законченный вид облицовки, разнообразие внутренних камер и весьма странная, отдельная, небольшая по площади, но высокая вертикальная камера, как раз на оси пирамиды. Но перестраивал её уже сын Хуни — Снофру. Он же начал строить и построил Розовую пирамиду и достроил сателлит к Ломаной. Кстати, в сателлите Ломаной впервые была сделана наклонная галерея, которая уже была полностью реализована в Большой пирамиде, начатая сыном Снофру — Хуфу.
Основной материал всех пирамид – известняк, но известняк разный. Всего можно выделить несколько типов известняка. Существует твёрдый, или плотный известняк, в Египте он представлен в основном в формации Мукатам. Из этого известняка сложены все основания больших пирамид, начиная с Розовой. В то время как в ранних пирамидах такой практики не существовало. Все они сложены из более мягкого известняка, из которого в последствии строили только верхнюю часть пирамид.
Всё дело в том, что более мягкий известняк египетских карьеров содержит более высокий процент соединений железа, а это очень важный для строительства и функционирования пирамиды момент, поскольку обеспечивает высокие парамагнитные свойства материала. Дальнейшее его применение на более высоких ступенях пирамид также полностью оправдано, поскольку вес камня становится меньше, значительных конструкционных запросов уже нет, и на первый план выходит главное свойство материала – проведение магнитного поля Земли, которое, как мы расскажем позднее, является одним из основных движущих сил египетских пирамид.
Поэтому, когда пирамида построена на относительно мягком известняке, центральная часть пирамиды проседает со временем и деформирует внутренние камеры. Именно отсутствие этого опыта не позволило завершить Мейдумскую пирамиду и чуть не погубило Ломаную, которую пришлось, в буквальном смысле, спасать Снофру. Мы расскажем об этом в главе о Ломаной пирамиде.
Поэтому, все внутренние камеры и основания пирамид после Ломаной выполнялись из более твёрдых строительных материалов, которые лучше противостоят нагрузке. В число этих материалов входят плотный известняк и гранит.
Именно из плотного известняка во время правления Снофру были сложены внутренние помещения Розовой пирамиды и пирамиды-спутницы Ломаной. Именно применение этого материала позволило отработать технику наклонных галерей, которая нашла свой максимум в Главной галерее Большой пирамиды Хуфу.
И именно поэтому в таком плачевном и деформированном состоянии находятся внутренние помещения Ломаной и Мейдумской пирамид, сложенные из мягкого известняка, и прекрасно сохранились камеры Розовой пирамиды и пирамиды-сателита Ломаной, сложенные из твёрдого плотного известняка, который и применялся в дальнейшем.
Есть в Египте и ещё один тип известняка — Турский (рис.7). Его месторождение находится на правом, восточном берегу Нила и для строительства пирамид его перевозили на лодках. Совсем недавно при раскопках были найдены папирусы, которые являлись накладными по этому известняку. Этот известняк наиболее белый из всех ближайших к большим пирамидам и практически не содержит железа. А следовательно, являет собой чистый диамагнетик — аналог юрского мрамора. Именно им облицовывали пирамиды, чтобы разделить в них восходящие и нисходящие потоки.
Так что не всегда состоятельны различные догадки о внезапных смертях фараонов, как причинах перестройки или остановки строительства пирамид. Во многих случаях причины были вполне земные и простые — сопромат и геология. И тем более значительнее выглядят три пирамиды плато Гизы, которые возводились уже с опытом строительства предыдущих пирамид и явили миру своё совершенство.
Согласно летописям, Большая пирамида Гиз начала строиться около 2600 года до н.э. Но поскольку само строительство началось со строительства дороги к пирамиде, которое длилось около 10 лет, то существуют разночтения со временем строительства самой пирамиды. Наиболее вероятно, что оно началось в 2590-2580 годах до н.э. и продолжалось около 20 лет. Скорее всего, строительство не было закончено во время правления фараона Хуфу и его заканчивал уже его сын Джедефра, который сам начал строить свою усыпальницу, но тоже её либо не закончил, либо она была разобрана горожанами позже. От неё осталась лишь подземная часть. Зато им была закончена Большая пирамида Гизы. Об этой пирамиде можно долго говорить, мы посвятим ей целую главу, она не только стала одним из чудес света, она по-прежнему являет собой пример работающей пирамиды, который можно и нужно изучать.
Сама пирамида находится на известняковой скале, которая давно была известна египтянам своими «чудесами». Собственно, никаких чудес там не было. Скала является аномальной зоной с повышенным магнитным полем Земли. Именно с целью использовать энергию земного магнетизма и одновременно избавиться от геопатогенной зоны — это и были основные причины её строительства. Со времён «чудес» в скале осталась часть, которая называется «Грот» – небольшая пещера в известняке, которую при строительстве пирамиды пришлось укрепить известняковой кладкой. Также, пока строилась дорога к пирамиде, в скале проводились работы по прокладке подземной нисходящей галереи.
Эта галерея вела вглубь скалы к источнику максимальной концентрации магнитного поля. Поскольку «чудеса», наблюдавшиеся в Гроте ещё до строительства пирамиды, продолжились при вырубке подземной камеры, она так и осталась незаконченной, её вырубили в скале, но без финальной отделки. Также недоделанным остался лаз, ведущий из камеры горизонтально. Даже в наше время нахождение в этой камере небезопасно. Дверь, ведущая туда, постоянно закрыта. Это связано с тем, что в различное время суток, в зависимости от протекающих потоков через пирамиду, в этой камере меняются пока невыясненные до конца энергетические компоненты, и начинают происходить те самые «чудеса». Собственно, эта камера для них и создавалась, с целью «перехватить» в ней энергию Земли, шедшую к Гроту. Можно только догадываться, какой опасности подвергались каменщики, рубившие эту камеру. Вполне вероятно, что работать в ней можно было только в короткие моменты отсутствия активности потоков. Возможно, именно поэтому она и не закончена полностью.
Пока шли работы по изготовлению подземной части пирамиды, параллельно, в другой скале, недалеко от будущей пирамиды, проходили работы по отработке запорного механизма пирамиды. Там создавались, так называемые, «Коридоры испытаний». Испытывались методы, которыми можно надёжно закрыть пирамиду.
Флиндерс Петри в своей работе «Пирамиды и храмы Гизы» даёт подробное описание и чертёж этих галерей (см. рис 10). Их конфигурация полностью повторяет конфигурацию галерей Большой пирамиды и начало Большой галереи, но в них присутствует дополнительно и вертикальная шахта, имеющая запорное назначение. В последствии, от неё отказались и в самой пирамиде применили другое решение, более элегантное, из трёх запорных колец и трёх гранитных блоков, запирающих восходящую галерею. Это решение оказалось настолько удачным, что древние грабители долгое время не замечали вообще пробку, закрывающую вход наверх, и считали, что у пирамиды есть только нисходящая подземная галерея.
Между тем, дорога от Нила к пирамиде была готова и начали строить саму пирамиду. Как написал Геродот в своём труде «История», Большую пирамиду возводили ступенями сверху вниз.
Если не знать о внутренней структуре пирамиды, то звучит, несколько необычно. Но если знать о том, что классическая египетская пирамида являет собой слоистую структуру из других ступенчатых пирамид, то строительство «наоборот» выглядит как раз самым естественным образом. Мы ещё вернёмся к этому методу в главе о постройке пирамиды, а пока просто схематично обозначим этапы строительства Большой пирамиды.